…понять ситуацию в которую попадает покупатель поставивший себе задачу приобрести подлинное авторское произведение живописи (уточним сразу, предмет интерьера называемый весьма широким термином-картина, чаще всего не имеет ни малейшего отношения…
Чем руководствоваться покупателю при приобретении произведений живописи. (Советы начинающему коллекционеру).
Для того, чтобы понять ситуацию в которую попадает покупатель поставивший себе задачу приобрести подлинное авторское произведение живописи (уточним сразу, предмет интерьера называемый весьма широким термином-картина, чаще всего не имеет ни малейшего отношения к честному художественному творчеству и следовательно, как минимум, не является объектом инвестирования денег, а является имитацией живописи или откровенным ширпотребом), надо ненадолго вернуться к недолгой истории развития нашего отечественного арт-рынка.
В советское время, живописные произведения профессиональных, имеющих профессиональное художественное образование (худ.академия -высшее худ. обр., либо среднее худ.обр. -худ.училище ) и обязательное являющихся членами Союза Художников СССР авторов предлагались любителям живописи в худ.салонах . В каждом салоне работал целый штат сотрудников, прибыльность салона основной целью не являлась, необходимое финансирование обеспечивалось бюджетом страны, поэтому работы авторов отбирались художественным советом, все живописные произведения были в разной степени творческими, но как минимум профессиональными. Таким образом, покупателю авторство гарантировалось всем авторитетом Союза Художников СССР, а значит, и всего государства. Система салонов охватывала все крупные и средние города и была частью художественной жизни страны. На данный момент, по разным причинам, система, в том виде в котором она была создана при советской власти, практически прекратила своё существование и худ.салонов осталось в несколько раз меньше чем ранее и принципы их работы не те что в прежние времена. Интересно то обстоятельство, что вне системы Союза Художников СССР профессиональному автору было практически негде предложить зрителю свои работы и многие проф.художники , по разным обстоятельствам не вступившие в Союз Художников СССР(не надо думать что только по идеологическим, часто вступление в эту организацию требовало от автора определённых организационных усилий, умения контактировать с коллективом других творческих личностей ,чиновников, к чему далеко не всегда расположен и способен творческий человек), были лишены возможности что то выставить и продать. В итоге, многие авторы стали выставлять свои работы на стихийных вернисажах под открытым небом, сначала в Битце, а потом в Измайлово и на Крымском валу. Я помню что мой школьный учитель рисования Борис Фёдорович, который был невероятно мягким и добрым человеком, и которому в силу этих черт характера было достаточно тяжело справляться с поведением учеников и контролировать их на своих уроках, нашёл для себя впоследствии выход и возможность для личного творчества и прекратил свои мучения в общеобразовательной школе, выставляя на вернисаже в Битце свои работы.
Необходимо отметить, что в те «ранневернисажные» времена, уровень преподавания в художественных учебных заведениях был весьма высок, а возможность предъявить зрителю свои работы без посредников (в лице худсоветов и чиновников) была настолько новой, необычной и заманчивой, что ей с удовольствием пользовались и многие члены С.Х.СССР. На стихийных уличных вернисажах никто не требовал, чтобы твоё творчество как то соотносилось с официально поддерживаемым политической системой государства направлением – социалистическим реализмом, просто реализма было вполне достаточно. И надо сказать, что это был, зачастую, реализм весьма высокого уровня, работы выставляли почти всегда сами авторы, а не торговцы. Приобретать вещи профессионального худ. уровня на улице было и модно и реально, появилась естественная конкуренция среди авторов. Конечно, уровень выставляемых на вернисажах работ определялся уровнем культуры и образования советских людей, а он был, конечно, выше чем сейчас. Уровень зрителя определяет очень многое. Также как и у многих москвичей, в моей семье, посещение вернисажа в Битцевском лесу стали излюбленным способом провести досуг в выходные дни, эти выставки собирали десятки и сотни тысяч зрителей за пару дней. Часто вспоминаю с каким удовольствием я любовался стоящими на голой земле и подпёртыми палочками акварелями написанными «по сырому» (купить мы их не могли, они тогда стоили 15-30 руб. за средний формат и дороже, хост-масло-дороже в полтора-четыре раза, при средней зарплате инженера 120р). Работы на улице стоили дешевле чем в худ. салоне, но по сравнению с сегодняшним днём, дороже чем немногие хорошие работы, немногих оставшихся проф. авторов в современных галереях. По этим ценам, их покупали, случалось, каждый час. Бывало, идёшь по аллее, доходишь до Лысой горы, через полчаса идёшь обратно, подходишь к понравившимся работам снова, пяти из пятнадцати уже нет, палочки-подпорки только лежат. А ведь тогда не было ещё рекордных результатов русских аукционов в Лондоне, Америке и т.д. Люди покупали увлекаемые своей естественной потребностью приобщения прекрасному, а не снобизмом, модой и жадным желанием заработать на инвестициях в искусство. Когда много талантливых зрителей, тогда и много выдающихся авторов…., «Пусть он гениально играет на скрипке, ещё гениальнее слушаю я….»А.Дементьев. Мне тогда нравились все работы, почти не было тех,что не нравились! Как это отличается от того ощущения, которое выносит сегодня даже неискушённый зритель с современных вернисажей! Да и мало кто, поэтому, туда теперь ходит, разве что туристы. Конечно, мой учитель рисования Борис Фёдорович, в процессе своих мучений с нами в школе успел разглядеть во мне непонятные для меня тогда ещё мои художественные способности, хотя вместо ,всегда кривых у меня, конуса или шара, головы Лакаона, я ему предъявлял отсебятину, например, мальчика пасшего гусей. Это был единственный учитель по предмету,который внушал постоянно моей маме, преподававшей географию в той же 554 школе, что мне непременно необходимо готовится поступать в худ.академию. Тогда ещё я не понимал, что он имел в виду, художником я быть точно не хотел, но как видите, его творческая прозорливость и чистая душа умели предвидеть.Иногда, одно сказанное с добром в твой адрес искреннее слово, определяет всю твою жизнь. Я развил в себе увиденные им способности, развил свой вкус и понимание и …..,даже на глубоко профессиональных выставках и в известных выставочных залах я вынужден констатировать, что художественный уровень неуклонно падает, замены умершим выдающимся авторам сегодня, увы, нет. «Знание умножает печали…» Раньше удовольствие от живописи можно было получить и в Битце, а в последние годы, с этим были большие проблемы даже в залах Центрального Дома Художника. Я полагаю, одна из главных причин утраты интереса людей к открытым уличным вернисажам-в отсутствии непосредственного живого контакта самого мастера и его зрителя. Теперь уже нет той обратной связи художника и его зрителя, она не в состоянии влиять на автора когда его работы ( а сейчас уже речь и не идёт об оригиналах авторской живописи на улице), продают в основном торговцы коммерческой живописью, различными имитациями живописи и т.д. На вернисажах почти сплошь продавцы, а им часто уже и сам художник не нужен, за выставленными там картинами самого живописца, зачастую, нет вообще, существует масса способов убрать из производственной цепочки наиболее затратную, непредсказуемую и дорого оплачиваемую её часть-самого автора. В лучшем случае, сегодня вы можете встретить на вернисаже мастера, который при вас же свою работу и напишет по памяти, но при этом останется в тайне то очевидное обстоятельство, что память его настолько хороша потому, что повторял он эту рекламную акцию с одинаковым сюжетом десятки, если не сотни раз. Это конечно не печать, не станок, это честное ремесло…, всё это так, но зачем это зрителю любящему живопись или хотя бы желающему её полюбить? Поэтому, эпоха массового интереса к открытым уличным вернисажам безвозвратно ушла.
Но вернёмся к истории, то что происходило с вернисажными художниками было действительно интересно, и даже оказывало какое то влияние на политические процессы в нашей стране….В один прекрасный момент, представители различных андеграундных направлений в живописи, не поощряемых на официальном уровне, нефигуративных направлений изобразительного искусства и т.д. активно примкнули к уличным выставкам и стали демонстрировать на них свои работы. Всё это вызвало отрицательную реакцию у властей и закончилось разгоном стихийных выставок художников в Битцевском парке (Знаменитая бульдозерная выставка у Битцевского ипподрома). Один из моих авторов-Виктор Божинский, подробно рассказывал мне об этом событии, в коем принимал активнейшее участие. Тем не менее, представителям неофициальных направлений в искусстве, была предоставлена возможность организовывать экспозиции в выставочном зале на Малой Грузинской улице (знаменитые художественные выставки на Малой Грузинской…). Для некоторых живописцев, эта возможность стала настоящим «глотком кислорода», например для моего близкого друга и замечательного художника-Павла Демиденко, который принимал участие в этих выставках и даже на двух из них его работы были признаны лучшими, притом что это был его первый опыт познакомить ценителей искусства со своим творчеством, поскольку он не просто не являлся членом Союза худ. и соответственно нигде не мог выставить свои работы, но даже и в смысле работы по своей первой специальности (физик-ядерщик, он закончил МИФИ), был поражён в правах и отчислен из аспирантуры, за свои православные убеждения и воцерковлённость, которые он имел неосторожность не только не скрывать, но и открыто исповедовать, что в те времена, оказалось несовместимым ,по известным причинам, с высоким званием советского учёного. Однако, это всё не помешало ему, работая то дворником то сторожем, учиться иконописи у известнейшего для всех интересующихся иконописью, выдающегося современного иконописца-архимандрита Зенона. Впоследствии, эта группа художников по разным причинам привлекла особое внимание специалистов и спонсоров на Западе и многие из них отправились туда в поисках признания и финансового успеха, а поскольку Павел оказался достаточно случайно в ней и по своей сути всегда был и оставался, не смотря ни на что, глубоко русским и преданным Родине человеком ,то он никуда не поехал и посвятил все свои творческие силы своей стране и её людям во Славу Божию, не в погоне за сиюминутными благами «сего падшего мира». Убеждён, что на этом пути он добился куда более убедительного творческого результата, чем многие уехавшие за рубеж, что он почти ежегодно и демонстрирует в моей галерее и на своих персональных выставках в других залах нашей столицы.
В начале 90х годов в залах Центрального дома художников появилась возможность брать площади в краткосрочную, а потом и более длительную аренду для организации независимых от Союза Художников выставок…Необходимо уточнить, что в первые годы художественный уровень выставляемых работ очень контролировался худсоветом ЦДХ. Если профессиональный уровень работы не устраивал специалистов, то работы выставлять не позволяли. Увидеть на выставках в ЦДХ какие то копии под видом оригиналов, какую то примитивную коммерческую живопись -«фейерверки», раскрашенные принты, 3D копии под видом оригиналов и прочую художественную халтуру в эти годы было невозможно. Впоследствии произошла коммерциализация подхода к представлению площадей в аренду и деятельность выставочных залов сместилась в сторону часто просто далёкую от творческой художественной жизни города и страны, лучшее время и залы отдавались под нехудожественные проекты и то что выставлялось только что на улице на открытом воздухе вдоль Москвы реки, перекочевало в залы ЦДХ вместе с представляющими эти картины торговцами и организовалось в новые художественные галереи. Творческая живопись, рассчитанная на образованного зрителя, коллекционеров и ценителей искусства, безусловно, не может в коммерческом смысле конкурировать с работами, потакающими вкусу среднего обывателя, и многие хорошие мастера кисти в последние годы ушли из этих залов и предпочитали по возможности воздерживаться от участия в той художественной жизни, которая там происходила. Таким образом вопрос художественной ценности, авторства и подлинности выставляемых работ обеспечивался практически только честным словом представляющего вам работу торговца . Тем не менее, многие антикварные галереи и не только, особенно те что занимались живопись 50-60х годов 20в. выставляли достойные работы, но не будучи специалистом, покупателю было почти невозможно разыскать эти жемчужины во всём многообразии качественного и не качественного, подлинного и мнимого. Тем не менее, необходимо констатировать, что с закрытием залов ЦДХ возможность найти что то стоящее серьёзных вложений на остатках нашего арт — рынка стала совсем призрачной даже для компетентных людей. Как сказал один мой хороший знакомый, ныне покойный, галерист — Юрий Зиновьевич, долгие годы возглавлявший галерею «Акция» в стенах ЦДХ: «ЦДХ все ругают, но второго такого нет и не предвидится…» Наивно полагать, что художественная деятельность складывающаяся вокруг ЦДХ и в его залах в течении 50лет в намного более благоприятные чем сейчас времена будет чем то компенсирована, например возможностью организовать галереи в Гостином Дворе и других местах, кстати в Гостином Дворе я создавал уже в 2001г. одну из самых успешных в Москве, по тем временам, галерей – «Галерею Импрессия», на углу Ильинки и Хрустального переулка, которая просуществовала там вплоть до конца 2018г., уже под другим названием и с другими владельцами и руководством, поэтому, все огромные достоинства и некоторые минусы для галерейной деятельности в этом районе города мне известны лучше, чем кому либо. В ЦДХ, в галерее «Багира»(которой я руководил пять лет) Художественного Лицея при Худ.Ак.им.Сурикова вместе с уличным вернисажем (который сейчас сократился раз в десять, наверное), была своя многолетняя целевая клиентура. Галеристы сегодня испытывают огромные финансовые сложности, но раньше тоже только считанным единицам удавалось создавать что то вне рамок ЦДХ, а сейчас это, при требуемых вложениях на переезд, обустройство, раскрутку в новом незнакомом для клиентуры месте–дело совсем разорительное и подходящее только для скучающих меценатов и энтузиастов — миллионеров (если таковые ещё существуют, в чём я сомневаюсь), поскольку бизнесом это давно уже быть перестало. Да, конечно, некоторые богатые антикварные галереи будут продолжать работать в Гостином Дворе и т.д., но подавляющая часть галерей современной живописи уйдёт, скорее всего, в виртуальную продажу, которая наименее затратная и актуальна сегодня, но это вносит, по моему глубокому убеждению, определённые дополнительные риски для покупателей , художников и самих галеристов.
В чем же заключаются эти риски, по крайней мере, для художников и покупателей…? Я давно заметил интересный момент, сильные творческие живописцы, если даже и имеют какой то персональный сайт в интернете (а некоторые не имеют), то в лучшем случае, используют его в интернете не более чем свою визитную карточку. Что и не удивительно, творческому человеку некогда заниматься виртуальными делами, хороший пейзажист работает с натуры, у него нет ни времени, ни душевной тяги к клавиатуре и компьютеру. Для этого надо являться другим типом личности. Это не для живописца вообще. Либо за него занимается продвижением в интернете кто-то другой, но чаще всего никто не занимается, потому что творчески одарённые люди, обычно, не умеют организовывать свои дела ,контролировать и вести эти дела(«цель творчества-самоотдача, а не шумиха не успех, позорно ничего не знача быть притчей на устах у всех»). Поэтому я, например, может я и не прав, но всегда сомневаюсь в истинном творчестве авторов, слишком успешных и широкой публике известных, исключения, наверняка, тоже есть. Есть такая циничная псевдоистина- «Художник должен быть бедным….». Имеется, наверное, в виду- действительно творчески работающий художник. Но, во-первых, художник кроме Господа, одарившего его талантом, никому ничего не должен, особенно после исполнения им воинского долга в рядах армии. Но то, что истинный творец редко бывает материально обеспечен и чаще всего нуждается, это, обычно, является правилом. Талант, как дар свыше, очень редко когда удачно конвертируется в денежные знаки, а если и конвертируется, то скорее, во-испытание человеку, от коего большинство одарённых людей, по причине своей человеческой слабости, Небом избавлены. Есть, конечно, и сильные люди, но таковых знаю единицы, к примеру — Михаил Шемякин, яркий пример успешного и талантливого человека. Но разве сравнишь его коммерческий успех с успехом Энди Уорхола, (хотя по моему личному мнению, Шемякин в сто раз интереснее , во всех отношениях, и как человек и как художник)? Хороший художник слишком хорош, именно как художник, для того чтобы уметь ещё и хорошо организовывать свои дела…Отсюда и пословица : «Таланту надо помогать, бездарность пробьётся сама». Живописец всегда стремится к реальному, а не виртуальному контакту со своим зрителем, если он не видит его глаз и не слышит его и своих коллег на выставке персональной или коллективной, то ему совсем не интересно становится. Неинтересно в творческом плане. У многих живописцев есть инстинктивное недоверие к интернету, кто то подозревает, а многие и чётко осознают, что интернет, это средство для рекламы и реализации производственных товаров и услуг в гораздо большей степени, чем индивидуального творчества. Существует авторское право художника, а как оно защищено, если автор оригинала опубликовал фото своей работы в интернете!? Может быть, и существует дата публикации и т.д., но это чисто теоретически, и если кому то вздумается скопировать твою работу или что-то в ней заимствовать, даже не целиком (сюжет, к примеру) или напечатать без твоего согласия постеры и т.п., поставить на это свою подпись или чужую. Кто станет судиться в этой ситуации? О том, что это происходит, я слышал много раз, но ни разу не слышал, чтобы кто то, кто живёт в России, а не на Западе, судился. Да и как!? На какие деньги!? А если ты опубликовал в интернете, то такое может делаться с твоего произведения и не одним человеком или фирмой. Что делать художнику, на всех бросаться с исками? Нет, конечно, творческий человек просто плюнет и продолжит писать другие работы, но оригиналы так «дарить» не станет больше никогда. Профессионалы отлично знают, как коммерческие художники просматривают свежий материал в интернете и с него живут всю жизнь, никогда не выходя при этом на натуру. А главное, потом, когда тебя скопирует и интерпретирует десять ремесленников , уже никогда не докажешь серьёзному покупателю и коллекционеру, что оригинал у тебя и автор именно ты. Ведь том, кто у тебя стащит сюжет, будет реализовывать свою продукцию также через интернет, но под другой подписью! Интернет,если это не интернет- аукционы известнейших антикварных авторов или просто знаменитых худ. которые, известны по всему миру, это , все же, продажа недорогая и, желательно, и для художника и для галериста-очень частая, а частая продажа по определению дорогой быть не может, поэтому интернет продавцы заинтересованы в недорогом товаре, желательно, с минимальным авторским гонораром, а лучше, вообще без него(неавторская живопись).Да и какой коллекционер, у нас в России ,во всяком случае, захочет дорого заплатить за работу которую все видели? А раз все видели, и никто не купил, серьёзному клиенту то она зачем? У нас, иной раз, и хорошая антикварная работа на Антикварных Салонах долго не продаётся, только потому, что её давно выставляют, вроде и автор хороший и подлинная…но, уже все видели, и шедевру не везёт. Вспомните «Княжну Тараканову» Флавицкого, не только в России, всей Европе работу показывали, только один умный зритель годами терпеливо её ждал- П.Третьяков. У нас хорошую работу предлагая, вначале всех обзвонят и в закрытом режиме предложат её, а уж потом, выставляют в салоне, если старые клиенты не купили. Хороший автор не во всякую галерею своё полотно принесёт, не со всякими художниками на совместную выставку согласится, на улицу к коммерческой живописи свои работы ни за что не выставит, это раньше у живописцев «панелью» называлось. Автор сначала убедится, что будет иметь окружение достаточно проф.уровня, тогда и свою работу выставить можно. В Интернете зрителю предстают миллионы работ вперемежку с фото, постерами, имитациями, работами с сомнительным авторством. Чем это отличается от уличного вернисажа? Только тем, что там клиент, имея просто хотя бы чисто человеческий опыт общения и интуицию, может понять, кто пред ним художник или торговец и посмотреть ему в глаза, в крайнем случае, вернуться и пересмотреть сделку по причине недостоверно предоставленной информации, человек же, обычно, всегда на своём месте торгует. Даже если клиент находит сайт художника и общается именно с автором хотя я мало кого знаю среди своих авторов, кто регулярно общается с интернет пользователями, авторы любят общаться с сильными мира сего, у них иной подход, им проще в галерее с гарантией купить, или на персональной выставке автора, а не искать общий язык с творческой личностью у неё в гостях за чаем с баранками , в общем также ,как и через хороший автосалон машину купить ,кто ему гарантирует покупку у автора оригинала работы? Только сам автор? Но он-лицо заинтересованное, а клиента он, скорее всего, видит первый и последний раз. Автора волнует его творческая репутация, а не коммерческая среди обывателей, в конце концов-чем скандальнее, тем рекламы больше! Творческой личности всё простительно. Солидных клиентов художники ищут на выставке своей, а не в сети. Интернет больше подходит для решения вопроса чисто оформительского, когда вопрос подлинности и инвестиции в живопись не стоят. Когда все равно, сколько вариантов или повторов этой работы художник сделал. Поэтому, если хороший автор и выставил где то свою работу через интернет и это не сайт известнейшей аукционной фирмы или галереи, то шансы на то что вам достанется именно оригинал, даже при наличии у вас знаний и понимания живописи и никто не попытается эту работу скопировать или уже не скопировал, если она сильна, прямо скажем-минимальные. Впрочем, все также как и с автомобилями, если вы знаток, разбираетесь, время много у вас, то возможно и на авторынке, потратив определённые усилия и время, что то неплохое найти. А если нет, то нанимайте эксперта, либо в фирменный автосалон обращайтесь, что и дешевле и надёжнее и ликвиднее впоследствии. Есть и ещё другие подводные камни, но не всё в одной статье.
Я лично могу теперь себе слабо представить, как можно купить работу не посмотрев и не покрутив её перед собой, не сравнив с другими вещами этого автора, его лучшими вещами, которые необходимо также «живьём» рассмотреть, замечу. Интернет – это только повод для первого знакомства, который требует больших затрат времени от обеих сторон. Когда это время способен потратить продавец-то это понятно, но то, что этим будет постоянно и не вынужденно заниматься творческий человек-совсем маловероятно. Допустим, ты нашёл автора, работы которого на экране смотрятся так, что стоит сходить к нему в мастерскую посмотреть. Если ты с ним не пообщался достаточно длительное время, и он тебя сразу пригласил, то это уже неосторожность с его стороны и обязательство для тебя. Обязательство потому, (об этом есть в другой статье про подделки), что если ты пришёл, то пришёл ты не в магазин и было бы лучше, если бы ты купил хоть что то, даже если тебе это и не очень нравится….Это несвобода, если вы тратите время действительно творческого человека, то он будет очень раздосадован и оскорблён, если вы ничего не купите, ему ведь очень нужны деньги, а творческому человеку приличные деньги, ибо он не конвейер! Если вы пришли в маленький частный цех для приёма покупателей и изготовления быстрых картин разного рода, то тогда всё в порядке и интернет идеальный инструмент для поиска. Если вы по интернету просматриваете новые поступления известных аукционов и галерей с гарантией и репутацией, если вы знаете что то о предлагаемом вам авторе, немного разбираетесь, имеете надёжного эксперта для совета, то тоже очень удобно участвовать в покупке через интернет, но эта покупка будет всегда дороже чем частным образом в галерее, ведь выставляя в интернете известного автора продавец устраивает конкурс между клиентами(которых вы даже не видите) для максимальной цены. Многие вещи так продают дороже их цены, по целому ряду причин. Вообще, интернет, конечно, в первую очередь инструмент для профессионалов, так как элемент случайности выше, а не для дилетантов, для профессиональных коммерческих авторов, серьёзных коллекционеров, продавцов, специалистов по рекламе и т.д. Все остальные — это привлечённые люди. Таково моё частное мнение об использовании интернета для ознакомления и покупки произведений современного изобразительного искусства в сети людьми далёкими от изобразительного искусства. Но кто же себя считает далёким?)) Поэтому большинство сделок на наших руинах арт-рынка сегодня через интернет и совершается. Есть категория покупателей, которая ни инвестиционных ни высокохудожественных целей при выборе живописи не преследует, например, преследует чисто оформительские цели ….,тогда конечно, покупать и заказывать такие картины в интернете удобно. Вообще, всё чаще и чаще я слышу от деятелей культуры, из разных её областей, мнение, что необходима цензура или хотя бы введение профессиональных худсоветов с целью повышения общего культурного уровня выставок, спектаклей, кинофильмов и т.д. Лично я ни минуты не сомневаюсь ,что при ограничении представления произведений зрителю, ограничении свободы, будет достигнуто и повышение профессионального уровня произведений. Тут необходимо понимать, чего мы боимся больше, быть обманутыми, понести материальный или моральный ущерб от вседозволенности, или предоставить только в мастерской ,в театральной студии свободу творчества (а её невозможно ограничить полностью),но фильтровать транслирование результатов этого творчества широкому зрителю….В интернете никакой худсовет, никакое подобное ограничение невозможно, только на отдельных сайтах. Этим он и хорош, но это и увеличивает различные риски многократно. Мой совет таков, если вы начинающий любитель живописи, покупайте там, где есть качественный отбор произведений, и вы знаете, по каким критериям он производится. Там где произведения на любой вкус, на любую причуду, где нет никаких принципиальных реперов отбора, мне кажется, высокий уровень почти исключен. Высокая живопись, по определению, не может быть частью массовой поп-культуры, она элитарна, в смысле своей предназначенности интеллектуальной элите общества или просто духовно развитым и тонко чувствующим людям.
Автор: Сергей Молоденков, директор галереи.