Принципы работы с художниками и клиентами

Основной принцип работы с художниками и клиентами заключаются в честности и уважении. Чтобы заниматься настоящим искусством, его необходимо любить. Есть галеристы, для кого, главное - деньги и кто работает цинично. Но с точки зрения созидания то, что они делают, не является правильным. В хорошем профессионале всегда справедливость, доброжелательность и любовь к человеку и его творчеству возобладают над жадностью и холодным практицизмом.

Сотрудничество с художником основывается на любви и уважении к нему как к автору, он должен получать достойное вознаграждение, являясь создателем своего произведения. Если ты хочешь поддерживать и стимулировать его творческое развитие, то надо отдавать достойную его таланта долю денег, полученных от продажи его картин. Художник, зачастую, может себе позволить тебя обидеть и обмануть, а вот ты должен найти в себе силы так не поступить. Галеристу необходимо относиться справедливо, иногда может быть даже и строго к своим авторам, но как минимум, справедливо.

Отношения с клиентами складываются порой непросто, потому что галерист и клиент преследуют разные цели. Покупатель хочет за минимальные деньги приобрести музейную работу. Есть постоянное противостояние между художником и галеристом с одной стороны, галеристом и покупателем с другой. Поэтому для комфортного сотрудничества необходимо быть честным, чтобы сотрудничество не превратилось в конфронтацию. А честным в наше время быть очень непросто. Если автор написал 20-й вариант работы, а покупатель хочет купить именно первый, нельзя человеку говорить, что это и есть первый вариант, что он такого не повторит. Естественно, у художника есть авторское право, он может сделать повтор в любое время. Но иногда, бывает, ты знаешь, характерно для этого живописца зарабатывать написанием повторов собственных удачных работ, или нет, значит, ты обязан об этом сказать. Ты должен говорить какая работа удачнее, какая более, или менее творческая. Например, к тебе пришел человек и хочет сделать подарок коллекционеру, а тебе выгоднее по деньгам, продать менее интересную работу начинающего художника, чем работу мастера. Честность заключается в том что, несмотря на собственный интерес, нужно уметь все-таки не жертвовать репутацией ради денег, предложить менее выгодный для себя вариант сделки. Именно потому, что мы так поступаем, у нас в самые плохие времена остаются клиенты, которые, когда у них есть возможность, приходят и покупают живопись, потому что они знают, что в нашей галерее не обманывают! Именно поэтому, живописцы приносят мне наиболее удачные свои работы, потому что они знают, что получат справедливую оплату за свой труд.

С авторами очень важно не пойти на поводу у их коммерческих аппетитов. Многие художники часто жаждут славы и денег. Если славу не получается быстро получить, да и широкое признание серьезные живописцы чаще всего после смерти получают, начинают просто зарабатывать деньги. Нельзя позволять талантливому художнику, если он хорошо пишет, снижать свою творческую планку. Из-за этого со многими авторами приходиться расставаться. Если художник снижает планку, если живописец начинает просто зарабатывать деньги, и распыляет свой талант, необходимо указать ему что он, все же, человек творческой профессии, и ты его чисто коммерческую деятельность поддерживать не обязан. Часто это приводит к разрыву отношений между галеристом и художником, потому что их цели перестают совпадать. Случается, что автор хочет только денег и больше ничего, он не хочет расти, не потому что он плохой, а по объективным обстоятельствам, но это не важно. Задача галериста поддерживать живописцев, а не людей, которые зарабатывают деньги своей кистью. Возможно это неправильная, нерасчетливая позиция с точки зрения сегодняшнего дня, но профессиональные галеристы должны ее всегда придерживаться, иначе искусство скоро перестанет отражать реальное творчество, а это абсурдно! Я не претендую на истину в последней инстанции, безусловно, чисто коммерческие галереи тоже должны успешно существовать, но если все станут придерживаться их принципов работы, то кто тогда будет заниматься реальным созиданием…? Наша деятельность никогда подчинена этим принципам не была, и менять свои убеждения мы не намерены. Со многими художниками, увы, деловые отношения заканчиваются именно по этой причине. Случалось, что вдруг узнаешь, что кто-то начал клонировать свои работы, отдавать их писать членам своей семьи или студентам, а сам только подписи ставит и ссылается на великих мастеров прошлого - что и великие так делали. Но ведь великий мастер, ставил на подобную, написанную подмастерьем работу, печать своей творческой мастерской, которую возглавлял, а не свою подпись! Проблема в том, что если галерист скажет своим клиентам, что у него такие работы, то галерея и авторы потеряют свою репутацию. Да и никто не захочет покупать работу живописца, которую на самом деле скопировал его сын или подмастерье, а отец в лучшем случае подписал. Никто не захочет платить деньги, тем более серьезные деньги за такое творчество. Значит, об этом надо умалчивать… Уважающий себя галерист этого делать не будет! И с таким художником работать не станет. Можно продавать творческие повторы, это авторское право, но повтор должен быть написан автором и галерист должен сказать при продаже, что это авторское повторение или вариант работы. Есть большая разница между вариантом работы и авторским повтором. Но сейчас речь не об этом, а о том, что клиентам нужно предоставлять правильные консультации.

Автор: Сергей Молоденков, директор галереи