Подделки, обман и эпатаж на художественном рынке как следствие прихотей, причуд, капризов и других «заморочек» покупателей.

Я думаю, стоит давно признать, что на сегодняшний день , покупатель с определённым интересом и неким любопытством относится к обману и эпатажу на арт-рынке, воспринимая это просто как неотъемлемую часть рекламы или пефоманса. Тем более что, в истории искусства осознанные мистификации некоторых авторов или их менеджеров, воспринимаются зрителем как естественный элемент захватывающего шоу, сопутствующий процессу истинного творчества, позволяющего зрителям и активным участникам которого не только ощущать азарт и головокружение от происходящего, но и извлекать при этом и прибыли. Шоу, позволяющее увеличивать стоимость арт-объектов. Публика желает, чтобы оно никогда не заканчивалось. Лично мне происходящее на международном арт- рынке напоминает пирамиду, имеющую своё основание в 19 веке….Я это говорю к тому, что именно на рынке искусства введение в заблуждение зрителя давно является чем то естественным, непредосудительным и по умолчанию известным для многих правилом игры.

Честному продавцу произведений искусств, честному художнику было бы во сто раз легче жить, если бы потенциальный покупатель приходил к нему заявляя о том, что во первых-он хочет приобрести высокопрофессиональную, мастерски написанную работу, во вторых, работу художника сколько - нибудь признанного в профессиональной среде, в третьих, работу которая будет им эмоционально или даже духовно полезной, творческое произведение, произведение цена на которое, в долгосрочной перспективе должна вырасти, то есть-являющееся хорошим вложением. Произведение, которое в данный момент возможно приобрести по средней цене или чуть ниже , для подобного рода работ. Вы наивно полагаете, что к галеристу приходит потенциальный покупатель с подобным набором пожеланий? Конечно же, нет! Это было бы счастьем, если бы было именно так, как я описал выше! Но если бы это было именно так, то непрофессиональным людям, с точки зрения их художественного ремесла, знаний истории искусства, понимания его, в этом действе делать было бы нечего. Больших денег бы в этом процессе, без большого количества участников, не крутилось. Без огромного количества дилетантов и спекулянтов, это не только про художников и торговцев живописью, но и клиентов, арт-рынка бы не было как такового. Именно шоу актёров арт-рынка со «зрительным залом» с элементами эпатажа, махинациями, провокациями и даже скандалами, несущее в себе элементы азарта, удачи, случайности, делает арт- рынок частью массовой медийной культуры и заставляет вращаться в нём большие суммы денег.

С чем же приходят тогда покупатели живописи…? На мой взгляд, по моему личному многолетнему опыту, большинство людей сегодня руководствуются своими сиюминутными прихотями, капризами, фантазиями, чисто потребительскими и хозяйственными целями. Снобизмом, желанием купить за рубль ,стоящее десять, и другими заморочками, вызванными отсутствием основ базовых знаний и культуры в области изобразительного искусства. Отсутствием серьёзной внутренней душевной и духовной потребностей быть причастными высшему творчеству, заложенному в человеке его Творцом, способности любить Мир Божий и ближнего своего, либо ценить и видеть это в творчестве других людей. По большому счёту, большинству из них, нужно обращаться не в галерею или на выставку к художнику, а в магазин сувениров и разных диковинок для интерьера. Но в магазине сувениров редко когда предлагают произведения искусства. А люди хотят непременно, чтобы они, эти произведения, соответствовали их, заведомо более низкому критерию, не имеющему ничего общего с творчеством человека, а имеющему, непосредственное отношение к девизу: «Бизнес и ничего личного….». Для меня здесь странно только одно, странно, как люди сразу не замечают, что когда пропадает личное, тогда пропадает творчество и его результат-произведение искусства. Получается, что сам автор выпадает за скобки, по большому счёту зрителю он не интересен. Произведение художника-творца должно, по мнению обывателя, обслуживать примитивнейшим образом, хорошо если просто его интерьерные дилетантские представления, а не совсем уж потакать каким то, не очень здоровым наклонностям (что мы в сегодняшнем мировом искусстве просто повсеместно наблюдаем). Именно наблюдая за такими клиентами и изучив их, интуитивно прочувствовав, продавец (неважно, художник это или галерист, аукционист и т.д.) начинают своё шоу. Просто ради заработка, в погоне за широкой общественной известностью-славой , из за нездорового куража или азарта, в отместку и в насмешку над непритязательными устремлениями общества, цинично и расчётливо, вынужденно, от невостребованности таланта или от собственного творческого бессилия….всяк, наверное ,по своей причине. Конечно, сиюминутная слава – более чем скоропортящийся товар, как справедливо отметил ещё Наполеон Бонапарт, но это и более доходный ещё при жизни художника способ существования, чем создание канонических произведений (а канон-это веками проверенная истина) и немеркнущего художественного наследия. Это более лёгкий и широкий путь на арт-рынке, когда ты знаешь, где и как приятно пощекотать твоего зрителя.

Посмотрите сегодня, кто из живущих немедийных художников ,пусть даже получивших высочайшую оценки у коллег и искусствоведов, являются известными широкому зрителю и востребованными? Ответ прост, это всегда уважаемые единицами, но при жизни, всегда очень материально нуждающиеся люди и широкой публике они неизвестны при их жизни. Обывателю часто кажется, что непосредственно материальных затрат в удачной творческой работе не много…Он не понимает почему художник требует с него за своё произведение денег сопоставимых например со стоимостью дивана, серванта или даже просто сантехники? Зато он очень хорошо разбирается, из чего складывается торговая наценка в галерее или у художника на выставке. Презентацию, бутерброды ,выпивку, прессу и аренду выставочного зала оплачивать при покупке покупатель не хочет и наивно норовит унести лучшую работу у автора из мастерской, если получится. Действительно, ведь краски на одну работу ушло не больше тюбика-двух ,холст, подрамник тоже недорого относительно стоят, а писал ты её(картину) от силы пару –тройку дней….Поэтому, забирай свои 10000р. и радуйся. Ах, да, ты же ещё учился в училище и академии, ну ладно-15000р. Обыватель совершенно не намерен оплачивать автору ни мастерскую, ни творческие поездки на пленэр, ни художественные материалы за все написанные этюды, подготовительные, неудачные (а без них бы не было и удачной) работы, не говоря уже, про питание, лечение и семью художника. Обыватель не понимает, почему автор должен грузить всё это в цену работы которую он хочет унести и спрятать у себя на стене от широкого зрителя, игнорируя то обстоятельство, что художник сегодня продаёт одну работу в месяц –два месяца (и хорошо ещё, если так….) и она должна ему всё затраты компенсировать….Он хочет платить за одну работу, за лучшую, но за одну, а остальное, за оставшиеся работы пусть оплачивают следующие клиенты, он как бы не замечает, что у автора не проходной двор и не магазин где действует закон о защите прав потребителя. Игнорирует то обстоятельство, что ему оказана честь, его пустили в святая святых-мастерскую и торг, в обычном его понимании, здесь практически неуместен. Он не видит разницы и торгуется, проявляя себя моментально чужим и случайным человеком. Ну…и как результат такой позиции, при невозможности предложить адекватные честному творчеству деньги, обыватель и получает свою «лучшую» работу. Это и не удивительно, потому что про автомобиль у нас даже дети знают больше, чем взрослый человек про живопись, а по «одёжке и протягивай ножки...». Чтобы приобретать произведения искусства, надо либо в нём глубоко разбираться, а значит быть причастным ему либо располагать адекватными серьёзному творчеству деньгами, в том числе и на услуги экспертов. Конечно, если только не сам лично имеешь намерения столь же благородные как и Третьяков и дружишь по этой причине с мастером не ниже Крамского…Но кто же из наших современных нуворишей, при наличии больших денег считает себя меньше Третьякова!? Оттого и видишь, иной раз очень странные коллекции, наряду с прекрасными собраниями работ, потому что люди действовали по принципу «сами с усами», у кого деньги, тот и решает что искусство, а что нет. В шоу-бизнесе, кстати, этот подход оправдан и доходнее чем в изобразительном искусстве, на Западе финансисты и другие инвесторы гораздо более успешны, нежели чем у нас, и выводят в верхние строчки рыночных котировок сомнительных авторов, там лучше умеют на этом заработать. Даже если ты имеешь деньги достойные семьи Медичи, это ещё не означает что ты меценат, то есть фактически, сам являешься неотъемлемой частью творческой среды и истории искусства. Меценату, как минимум ,понимание необходимо. Конечно, ситуация, которую я описал, имеет отношение к авторам, для которых вопросы честного творчества не чужды. Подавляющая же часть художников сегодня, решает более простые вопросы, обычного физического выживания, но у некоторых это творчество присутствует хотя бы в прошлом и они его с гордостью демонстрируют на почётном месте своего дома или в мастерской, предоставляют для персональных и совместных выставок, либо вообще стараются не показывать ,чтобы покупатель не замахивался на то, что не потянет в любом случае и брал то, что ему дают.

В искусстве издавна существует разделение на богему и обывателя, как я уже писал выше. Поэтому автор обычно знает или чувствует эти моменты и чтобы что-то продать за реальные деньги он и создаёт соответствующий товар, копирует свои прошлые удачные каталожные работы помногу раз. Благо что, закон об авторском праве ему это не запрещает и не уточняет, какое количество сделанных копий превращает работу из оригинала в серийное пусть и ручное, но производство (а отличить оригинал работы от копии, сделанной учеником и подписанной самим мастером, может только эксперт, да и то не каждый). У нас в России, кстати, эксперты не несут той ответственности за ошибку или недостоверные заключения как в странах Запада и это открывает широкие возможности для очень многого. Да и в области современной живописи у нас практикуется только частная экспертиза, чаще всего. Хороший музейный эксперт по старой живописи, наверняка, что то определит и про современную живопись, если изучит подлинное творчество автора, но это настолько экономически нецелесообразно, что «овчинка выделки не стоит», официальная экспертиза, во всяком случае. Художник может и не обязательно копировать сам себя, делать авторские повторения, это, в общем , допустимо, и иногда второй или третий повтор лучше первого, в нём уже нет ошибок и недостатки устранены. Но тогда это уже будут, скорее, не авторские повторения, а варианты работы, самостоятельные авторские произведения в одном экземпляре. Разумеется и творческий художник и художник пишущий чисто коммерческие работы предпочитают умалчивать и не посвящать дилетантов и вообще не специалистов во всю эту кухню и не считает обязанным отчитываться перед посторонним человеком (если автор ему ничем не обязан и особого уважения к нему пока нет…) Секреты и тайны профессии не должны знать не посвящённые, это лишает мир искусства определённой защиты, никто не обязан полностью «раздеваться» перед зрителем (потому зритель и не догадывается «…из какого сора растут стихи, не ведая стыда…») Поэтому, несоблюдение закона о защите прав …,это в некоторой степени необходимое условие выживания арт-рынка, да и вообще мира-искусства. Иногда ,для того чтобы сбить цену на произведение, даже опытные коллекционеры, арт-дилеры, чтобы загнать автора в тупик, обескуражить его,(а хороший автор часто беззащитен и теряется, в отличии художника-коммерсанта) начинают тыкать ему в лицо тем обстоятельством, что он якобы, не потратил много времени на написание своего произведения и быстро выполнил работу. Я считаю, что это некрасивый и безграмотный, неприличный приём, он предполагает, что художник глуп или настолько застенчив, что не может за себя постоять. Любой, кто слушал экскурсию в Третьяковской галерее в курсе, что Карл Брюллов написал свой автопортрет за час, вы что, предполагаете Третьяков ему выкручивал руки по этому поводу при покупке работы?! Это всё низкие аргументы, живописец находится у вас не на подённой работе и в момент вдохновения работает иногда быстро, а не занимается скрупулёзным перечислением второстепенных деталей. Вы лучше исходите из того обстоятельства, что в принципе, не в состоянии оценить и достойно оплатить момент Боговдохновенности человека, ибо он бесценен, если таковой имел место быть, а чтобы это увидеть, надо и самому быть не чуждым Небу. Если же вы этот момент увидели, это уже счастье и всё встаёт на свои места, тогда и вы на своём месте перед этим произведением искусства! Я никогда не забуду как мой друг ,выдающийся, ныне покойный художник Грант Караханян, который в момент внутреннего подъёма написал для французского коллекционера серию вдохновенных пастелей, боялся что тот узнает, что написал он их на одном дыхании, а не вымучивал месяцами…. Впоследствии, он рассказал мне художественную притчу. Вот она. Однажды, к знаменитому и очень дорогому западному автору пришёл сын миллионера - большого филантропа , друга и заказчика художника с просьбой изобразить ему красивого петуха на бумаге в подарок невесте молодого человека к их свадьбе…. Живописец радушно принял его и сказал, что это будет стоить двести тысяч долларов и чтобы тот приходил через месяц .Парень посчитал цену умеренной, дружеской и они ударили по рукам. Молодой человек приходит через месяц за работой, но она пока не готова . Живописец говорит прийти ещё через две недели. Парень приходит, но ситуация прежняя и мастер обещает справиться через неделю, а свадьба уже близко. Через неделю опять работы нет! Заказчик в ужасе, но мастер ему говорит прийти завтра и работа точно будет…. Шокированный молодой человек уже не знает что делать, он обещал невесте работу её любимого художника! Он приходит, его встречает живописец и просит подождать одну минуту, берёт уголёк, кисть и несколькими быстрыми экспрессивными движениями набрасывает виртуозную работу, представляющую великолепного петуха! Молодой человек счастлив, но и измучен и говорит с упрёком, мол, зачем вы меня так испытывали, раз это было так легко и быстро…? Тогда великий живописец подходит к шкафу и открывает его и из него пачками начинают выпадать подготовительные эскизы и варианты этой работы…Поэтому, если ты «искусствовед - счетовод в штатском» и вычисляешь «нормочас» автора ,то ты пришёл не по адресу явно…. Мастер пишет свой шедевр всю свою жизнь, всей своей жизнью, даже во сне и в воображении, платя за это всей своей судьбой и «режут в кровь свои босые души», как в стихах Высоцкого о поэтах. Вообще, творчество, по определению процесс мистический, а потому, когда его результат блистателен, то это творчество и называется Боговдохновенным. Логично, что художники не любят когда их спрашивают сколько времени и на что они тратят в этом процессе, это сразу изобличает в спрашивающем чужого и небескорыстно относящегося к искусству человека, холодного дельца…Разве такому стоит предлагать что то настоящее? Мой совет, избегайте подобного подхода, потому что если даже переплатить в настоящий момент, это не означает потерять через время, когда вы окажетесь счастливым обладателем прекрасной искренней работы и она только станет дороже, в отличии от недорого приобретённой коммерческой работы, если вообще, не имитации живописи.

Отсутствие интриги убивает арт- рынок, опошляет разыгрываемый на нём для зрителя спектакль. Сейчас, когда авторские фотографии и небольшие серии фотографий стоят большие деньги, когда все знают что Энди Уорхол стоит миллионы долларов, но он применял не ручные печатные технологии для создания своих работ. Он создал далеко не одно своё произведение этим способом. Кто тогда упрекнём живописца, отыскивающего фотографии в интернете и воспроизводящего их с небольшими изменениями или почти без них, часто даже не применяя почти никакого ручного труда или минимум его!? Он же не просит за них с покупателя его последние средства и вообще, кто мешает покупателю провести всю эту, скорее, дизайнерскую, чем живописную работу самому и не понести расходы только на печать (3D печать маслом, например) и оформление в багет? В любом случае, человек потратил время, а время - деньги. Опять же, вы же не собирались оплачивать автору поездку на натуру в Италию, почему же тогда питаете иллюзии, что приобретаете итальянский пейзаж, написанный с натуры? Вам же надо заплатить минимум и с дискаунтом, поэтому и художнику намного проще вам продать со скидкой и многое умолчать, вот и всё…Обычный процесс торговли, это хоть и арт, но всё-таки рынок. На рынке все идут на компромисс. Вы же не спрашиваете у нас продавца, который не всегда родом из Турции, почему он торгует турецкими помидорами и русским крыжовником, это всё лишние вопросы, их не задают. Там тебе дают попробовать, а здесь посмотреть, не нравится-не бери ,а всю технологическую и логистическую цепочку покупателю знать и не обязательно. Вы возможно скажете, что на рынке у торговца должен быть сертификат на товар, так и художник тоже имеет подпись свою, как некий сертификат о происхождении и качестве картины, диплом о худ. образовании и т.д. Если он внёс какие то изменения, даже не в свой сюжет, а на него в суд никто не подал и подпись его стоит, то всё нормально….В дальнейшем, эксперты, профессионалы и время покажет, что вы приобрели…Всё по правилам, потому что канон (подлинное искусство)-это веками проверенная истина. Поэтому, если не можете получить удовольствие от творчества сейчас, ленитесь поинтересоваться, научиться чувствовать, смотреть, любоваться, слушать (как у А.Деменьтьева «..пусть он гениально играет на скрипке, ещё гениальнее слушаю я»), или жадничаете приобретать в проверенном месте, как автомобиль в хорошем автосалоне, то ждите, когда время рассудит, что именно вы приобрели….

Господа.., ходите регулярно в музеи, на выставки, хотя бы, раз в две недели, и через несколько лет можете пробовать быть ценителем и экспертом. Терпение и труд всё перетрут. Кто жалеет деньги для женщин и детей, живёт один. С живописью также, можно и постерами обойтись. Здесь либо всё, либо ничего. Нет смысла покупать слабую или сомнительную живопись.

Автор: Сергей Молоденков, директор галереи