Актуальная ситуация на отечественном арт-рынке и прогноз её развития на будущее.

Сегодняшняя ситуация на профессиональном арт-рынке определяется не столько чисто экономическими факторами, сколько психологическими, что и неудивительно, поскольку, арт-рынок у нас всегда был более спекулятивен, нежели профессионален. Говоря точнее, того арт-рынка, который существует на Западе, даже учитывая неизменно свойственные любому арт-рынку субъективные факторы и изначально заложенную спекулятивность при торговле признанными произведения искусства, но тем не менее, с присущими западному арт-рынку весьма чёткими и законодательно закреплёнными объективными критериями, у нас ни в 90-е годы ни в последующем так и не образовалось. Скажем проще, была выставочная и торговая деятельность в ЦДХ и вокруг него на уличном вернисаже, сейчас она почти прекратилась и ЦДХ будет закрыт на реконструкцию с последующей передачи его залов, вероятно, Третьяковской галерее. Эта выставочная деятельность была львиной долей и центром всего процесса на арт-рынке. Если в начале 2000 г. арт-рынок у нас был сильно перегрет, то сейчас можно констатировать, что он практически заморожен. Что же привело к такой ситуации, что сегодня немногочисленные произведения признанных в профессиональной среде (у музейщиков, искусствоведов, коллекционеров) авторов не находят спроса, даже предложенные по уровню цен не самой дорогой мебели, например, дивана для среднего класса серийного производства, что ещё не так плохо, но ещё и того хуже, иногда, и унитаза, сделанного в КНР? Я не стану перечислять всех причин падения цен на высокопрофессиональные произведения искусства, я просто констатирую сам факт этого падения ниже всякого разумного уровня и приведу, на мой взгляд, главную причину. И причина эта, не в современном состоянии экономики, а в общем культурном уровне зрителя и потенциального покупателя. Заметьте, я не говорю коллекционера, ибо наши очень немногочисленные коллекционеры, все в разной степени, в принципе, так или иначе, разбираются в вопросах искусства и зачастую, и не только отечественного. Только их усилиями оставшиеся художники и живы. Я думаю, многие поняли, о ком именно я говорю. Спасибо им.

Если сегодня проанализировать цену на работу хорошего мастера (допустим, заслуженного худ. РФ, признанного участника зональных и всероссийских выставок Союза Художников РФ), а это 100-150 т.р., то окажется, что во многих галереях мебели и магазинах, по подобным ценам легко продаются совсем не авторские, серийные и чисто коммерческие работы (прозванные живописцами «фейерверками»), в которых кроме рамы (псевдо-богатой, но в действительности, совсем не дорогой) не вложено ни вдохновения, ни серьёзных затрат ремесленных и денежных. Очень часто такие работы пишутся даже не профессиональными художниками, частично или полностью сделанные при помощи различных неручных технологий. Согласитесь, что это, по меньшей мере странно, когда человек вместо авторской работы, покупает такую вещь, за туже цену, руководствуясь только одним - «… мне нравится, под интерьер подходит». Ведь если он будет понимать, что в отличии от покупки дивана, он таким образом буквально швыряет деньги на ветер, потому как впоследствии либо он, либо его родственники, эту работу, рано или поздно выкинут, или просто не будут знать кому бы её отдать, после того как они или сами разглядят её внимательно и почувствуют фальшь, или тот кто разбирается, объяснит им, что такая живопись на главном месте в их доме обличает их невысокий вкус и невежественность, разве осознавая подобное развитие событий в будущем, человек купит подобный «шедевр»…? Разве человек, изначально поставивший под сомнение свой ещё несформировавшийся художественный вкус и понимание, станет смотреть в сторону исключительно коммерческой живописи, которая сиюминутно способна пощекотать зрителя, но исполнена механически? Ведь когда у человека нет слуха и он пробует петь или исполнять на инструментах музыку, ему об отсутствии у него муз. способностей, сразу ,не мешкая ни минуты, сообщают окружающие ,они кровно в этом заинтересованы! И тогда, на счёт своей музыкальной одарённости человек не испытывает уже иллюзий и этим застрахован от ошибок…Когда же речь идёт о художественном вкусе, как говорят французы «глазе на живопись», то он присутствует у людей гораздо реже чем музыкальный слух и ,чаще всего, человеку некому и незачем сообщать ему печальную истину о полном отсутствии у него такового….А потом, богатым людям ,развлекающимся «деланием имён» на арт-рынке, торговцам, псевдо-художникам, разным шарлатанам от искусства и т.д. зачем нужен разбирающийся зритель и покупатель…? На нём особо не заработаешь, заморочить ему голову сложно…. Чаще всего, имея такую самонадеянность и уверенность в своей способности судить о живописи, скульптуре и т.п., выкинув деньги, при необходимости, не сумев впоследствии вернуть даже часть их обратно и продать этот «шедевр», люди больше уже не покупают ничего ни при каких обстоятельствах. После таких «вложений в искусство», им не продать уже и Левитана, даже в три раза дешевле его реальной цены.

Однако продолжим, эта цена в 100-150 т.р. держится уже с 2008 года неизменной. Сегодня это цена за 10 постеров в не самой дорогой рамке, это неимоверно дёшево за подлинную живопись, и несмотря на это, многие удачные работы пока всё ещё ждут покупателей, наивно рассчитывающих купить их ещё дешевле и полагающих, что цены и ещё более упадут…Это работы, которых на сегодняшний день очень немного, которых и в 2008 году уже много не было, картины художников ,многие из которых ушли из жизни ,например, авторы из творческого объединения живописцев «ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ», такие как Ю.Кугач, М.Абакумов и многие, многие другие, целая блистательная и ушедшая плеяда художников. Является ли такая ситуация неслучайной и долгосрочной? Ответ таков - эта ситуация не случайна, но она несомненно не является долгосрочной, прежде всего потому, что такого уровня авторов у нас всегда было мало и при их жизни, а сегодня их вообще практически не осталось. Максимум, это среднесрочная ситуация.

Проанализируем немного. На сегодняшний день, цена которую просит автор, (сегодня уже нет большой разницы какой, в силу абсолютной некомпетентности нынешнего зрителя в вопросах искусства), определяется даже не его реальными заслугами, но тем минимумом средств, которые позволяют ему покупать холсты и краски, питаться и лечиться. А если это творческий человек, то ещё и расходами творческими, например поездками на пленэр и т.д. Нельзя продавать (если ты не производственная корпорация, а простой человек, всё делающий своими руками) получая, меньше чем ты затратил. Художники, конечно, имеют некоторый запас работ, но предпочитают умереть, но не расстаться с тем, во что душу вложили, расстаться, по оскорбительным для них ценам. Возможна ли ситуация когда можно будет купить приличную работу ещё дешевле? Да, она возможна! В блокадном Ленинграде продавали классиков за хлеб и муку…. Что указывает на то, что мы движемся в этом направлении? Чемпионат мира по футболу? Не санкции и отсутствие денег в экономике привели к такому падению цен на работы хороших авторов, у нас их слишком мало, чтобы цены дошли до такого дна при отсутствии страшных бедствий, подобных большой войне…. Нынешняя ситуация стала возможной, только по причине отсутствия традиции интереса к серьёзной живописи у нашего населения, и того обстоятельства, что среднестатистическая женщина в сто раз лучше разбирается в брендах одежды, а мужчина в автомобилях, чем в вопросах творчества человека, который, пока что, всё ещё живёт рядом с ним. Комфорт и материальный достаток, вот что интереснее для обывателя, чем культурные, духовные, исторические и другие ценности, напрямую не воздействующие на его образ жизни. Это относится в равной степени и к обеспеченным и необеспеченным людям. Как только, в силу экономической ситуации, вкладывать надолго (а вложения в предметы искусства всегда долгосрочные из за их плохой ликвидности) деньги в покупку произведений искусства стало неразумным и рискованным, то и вопрос престижности приобретения произведений искусства отпал сам собой….действительно, как может быть престижным то, что глупо и нецелесообразно….? Рынок встал, элита покупала, потому что само-утверждалась, а не по причине искреннего интереса к вопросам культуры и творчества. Между тем ,на Западе обыватель намного больше интересуется вопросами искусства и часто экономит на другом ,ради приобретения работы о которой мечтает и редко её упускает если ему дают ощутимую скидку…,там веками сформированная необходимость в коллекционировании присутствует, а мы только вчера ковры со стен сняли, с продажами там тоже сложнее чем раньше, но настолько ценам на работы своих лучших художников они упасть не позволили…Ситуация дошла до того, что сегодня работу хорошего русского автора продать там существенно выгоднее чем у нас, а ещё недавно с Запада привозили и перепродавали здесь, поскольку работы за рубежом русские есть, а у нас предложение было не в состоянии удовлетворить спрос. У нас эгоизм потребителя вытеснил живой интерес человека к человеку, к собственной культуре, к чему то, более возвышенному, чем хлеб насущный, к высокому творчеству, а не выживанию в сытости и обеспеченности. Да и как отличить это высокое творчество от мошенничества, от «фейерверков»? Покупатели у нас часто вообще игнорируют такие понятия как авторская живопись, копия, авторский повтор, вариант, натурная живопись…, для них разница между этими понятиями и постерами, работами, произведёнными по поточной технологии в Китае, различными имитациями живописи, почти нет, хотя, на самом деле, она колоссальная. Подержанный постер -это хлам на выброс, а авторская работа признанного мастера и купленная в сегодняшней ситуации по нынешним ценам-несомненное удачное вложение денег, пусть и долгосрочное. Человек анализирует, нравится ли ему сиюминутно эта работа, позволяет ли его финансовое состояние абсолютно безболезненно для его бюджета её купить? Для него объективные критерии отсутствуют, (как ему только кажется, на самом деле), он всецело полагается только на свой вкус и не сомневается в нём, точно также, как иногда, люди, не имеющие слуха, любят петь, и не сомневаются, что делают это неплохо, особенно когда все выпьют и все поют…. Точно так все и покупали 10 лет назад, смотря друг на друга, в большинстве случаев, не отдавая себе отчёта…Тогда покупали так, а сейчас по той же самой причине не берут, глядя друг на друга, хотя, дёшево можно купить и пока что есть что выбрать. Исключение- люди компетентные, разумеется, они понимают, что активно покупать надо сейчас. В этом смысле, приятно удивляют китайские любители живописи. Зачастую, наши успешные люди рассуждают примерно так -«Денег было много, было просто-если мне нравится, значит это и искусство истинное, раз я говорю…. А как же? Я же хозяин жизни, я и определяю! А сейчас денег мало, все сложно, а раз сложно, то больше их потратить, что ли, не на что? Не до открыток. Искусство не вполне моя насущная потребность, но чаще лишь блажь, которую могу себе позволить. Сегодня, извините, не могу…..»

Но, тем не менее, подъем на арт-рынке неминуем. Почти точно так, как когда средства массовой информации говорят о выставке Айвазовского или Верещагина на Крымском валу и туда, после этого, тут же бросается огромное количество людей (поскольку культурный досуг престижен и реально необходим), то и когда снова вспомнит о престижности приобретения и обладания произведениями искусства уже другой, пусть даже и неимоверно тонкий пласт клиентов ,например, люди связанные с ВПК и т.п.(он неплохо сейчас финансируется)начнут интересоваться немногими представленными на арт-рынке работами высокого худ. уровня, то эти немногочисленные произведения будут скуплены в считанные месяцы. Цены на них взлетят во много раз, это разожжёт инвестиционный аппетит, торговцы, продав редкие накопившиеся подлинные вещи, будут вынуждены удовлетворять растущий спрос работами уже гораздо более скромного качества и сомнительного происхождения, что и станет в конце очередного цикла, снова, одной из причин очередного обрушения цен…. Сейчас же, даже незначительный рост интереса к живописи у совсем узкого круга клиентов в состоянии очень серьёзно поднять лежащие на дне цены, просто потому что хороших работ очень мало, многие галереи закрылись, молодые художники по уровню сильно не дотягивают до мастеров предшествующего поколения. Дефицит предложения работ «стариков», обязательно поднимет цены и на более молодых авторов(что позволит наиболее талантливым улучшить свой творческий уровень, самим стать мастерами, даст им «глоток кислорода», как в своё время, рекордные продажи русских классиков в Лондоне поднимали интерес и к современной живописи…,кто не мог тогда купить Айвазовского, покупал Абакумова и Федулова….)Но ещё большие деньги, как обычно, по причине их наличия и самоуверенности горе- ценителей будут выброшены, как обычно, на всякую художественную халтуру. Процесс будет быстрый, достаточно спекулятивный, и на возросшем спросе будет предложено и реализовано, как уж у нас водится, немало сомнительных работ, как современных, так и антикварных….Люди дальновидные и компетентные сформируют коллекции немеркнущего наследия, люди случайные-соответственно…. Иначе и не может быть, поскольку работ подлинных высокого уровня, у нас очень мало, всё, в основном, «фейерверки» зрителю всучить везде пытаются, по причине их копеечной себестоимости и любви обывателя к простым и грубым удовольствиям. Лирика, как у Левитана, интересует немногих, большинство же любит более простые радости, так называемую в художественных кругах «жирнокотовскую живопись». Соответствующие «произведения», за свободные и лишние деньги покупателей (а иначе и не назовёшь, ибо несмотря на поговорку, так можно тратить только лишние деньги) с огромным удовольствием и легко предоставляет, испытывающий недостаток в высокопрофессиональных подлинниках, арт-рынок. Истинное же творчество человека, подобно военной кампании с миром и с самим собой, тяжкий жертвенный малозаметный труд. А «фейерверки» создают другие настроения, но ненадолго. Так что обладание подлинными произведениями искусства и призвание, предначертанное свыше человеку, к сохранению этих произведений как отечественного культурного немеркнущего наследия, безусловно, удел, во всех смыслах этого слова, людей избранных. Но избирают себя для этого они сами, хотя это и их добровольный выбор движения по пути предопределённому Небом… В любом случае, идти по этому пути или нет-решение всегда остаётся за ними. В России это так, духовные и культурные традиции таковы, к счастью….

Автор: Сергей Молоденков, директор галереи