Почему современный человек стремится к живописи?

Живопись – это творение жизни во всех её проявлениях. Живописцы переносят зрительные образы, мысли, чувства, состояния посредством нанесения красок на основу. Современное искусство включает так же изображения, выполненные с помощью цифровых технологий, хотя берёт своё начало в глубокой древности, в эпоху первобытного общества, на стенах пещер.

Физиологически люди мало чем отличаются от животных и даже состоят с ними в одних и тех же систематических группах. Самое главное, что приобрёл человек за всё время эволюции – это ВООБРАЖЕНИЕ. Именно благодаря воображению мы стали так отличаться от всего животного мира, смогли преобразовать то, что нас окружает, запечатлеть, украсить. Первобытные люди изображали на стенах пещер то, что они видели вокруг, то, чего они боялись, то, к чему стремились. Например, изображая и рассматривая различные этапы охоты, древний человек воодушевлялся перед боем, учился, перенимал технику, а, рисуя приручённых животных, любовался своими достижениями, радовался стабильности в пропитании, благодарил природу за возможность жить под её защитой и покровительством. Живопись была для наших далёких предков источником самовыражения, связи друг с другом, попыткой закрепиться в зачастую враждебном мире.

Трудно сказать, что побудило древнего человека начать изображать окружающий его мир. Возможно, рисуя всё то, что его волнует, он становился увереннее, а, может быть, это был хороший способ обучать своих соплеменников приёмам выживания. Что же изменилось с течением времени? Почему до сих пор человек берётся за кисть? Зачем ему, окружённому столькими достижениями науки и техники, рисовать? Причины значительно не изменились. Здесь и стремление к самовыражению, и возможность поделиться информацией, и изображение своих страхов, которые и теперь связаны с окружающим миром, его укладом, традициями и требованиями.

Живопись-это след самой жизни, который может оставить не только человек, но и сама природа, частью которой он является, и время. С одной стороны шедевром живописи можно назвать всю биосферу, состоящую из живых объектов или преобразованную ими. А с другой стороны, живопись сама формирует искусственную и природную среду.

Человек неутомимо придумывает всё новые и новые способы для создания и сохранения своего следа в истории планеты. Сегодня уже никого не удивляют традиционные техники живописи, такие как: энкаустика, темперная, настенная, клеевая техника, живопись масляными, а с недавнего времени, и синтетическими краски со связующим веществом из полимеров.

Во все времена люди творили на твёрдых поверхностях, которые могут быть плоскими, например, холст, дерево, стены, стёкла, асфальт, кожа, металл, или имеют сложную форму. Они и сегодня различными способами имитируют трёхмерное пространство в плоскости, посредством линейной и цветовой перспективы, но уже не просто воспроизводят реальность, а смело экспериментируют с пространством и временем. Живопись успешно выполняет глобальные функции – познавательную, эстетическую, религиозную, идеологическую, документальную, социально-воспитательную, философскую. Она, посредством цвета, который в силу психологических факторов воздействия и восприятия, сам по себе является носителем идеи, позволяет решать ряд морально-нравственных, исторических, образовательных и других вопросов. Не случайно, современная живопись столь многогранна и непредсказуема. Ближайшие десятилетия ознаменовались разнообразием новых течений и направлений в искусстве, каждое из которых отражало общественные, научные и философские изменения своего времени. Это и абстрактный экспрессионизм 50х, с его огромными полотнами, большими кистями и полнейшим выбросом эмоций благодаря свободным каплям краски, и сменивший его поп-арт 60-х, ориентированный на новую образность, создаваемую средствами массовой информации, и фотореализм, собирающий свои художественные объекты с помощью камеры и фотографий. Следующие десятилетия подарили человечеству граффити, неогеометрический концептуализм, тоизм, веб-искусство, софт-арт, стрит-арт и многое другое. Но какое бы направление не выбрал человек для своего творчества, он и сегодня, и завтра будет брать в руки средство для рисования, чтобы запечатлеть мир именно таким, каким видит его только он, ведь взгляд каждого из нас на всё окружающее уникален, ценен и неповторим. Художники снова и снова будут нашими проводниками в мир чувств и фантазий. Они будут пропускать через себя всё важное, волнующее и значимое, и творить, чтобы показать людям глубину человеческих чувств, чтобы возвышать, исцелять, останавливать время, оставлять свой след в истории человечества – свою живопись.

Автор: Наталья Черная