Словарь художественных терминов
АВТОРСКОЕ ПРАВО в объективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно. Первоначальным субъектом авторского права всегда является «физическое лицо, творческим трудом которого создано» произведение науки, литературы или искусства, а также другая интеллектуальная собственность — автор. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Соблюдение авторского права регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации часть 4.
АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович — всемирно известный русский художник-маринист,баталист, коллекционер, меценат. Выходец из семьи армянского купца, на всю жизнь сохранил крепкую связь с древними традициями армяно-христианской культуры. Некоторые его картины: «Вид на взморье в окрестностях Петербурга», 1835 г. выставлена в Третьяковской галерее; «Черное море» 1881г. выставлена в Третьяковской галерее; «Чесменский бой», 1848 г. выставлена в Феодосийской картинной галерее имени И.К.Айвазовского.
АКВАРЕЛЬ — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности) Обычно акварель растворяется водой до прозрачного состояния и наносится на бумагу широкими пятнами, известными под названием размывками. Aкварель быстро вьсыхает и компактна, поэтому она традиционно используется как техника эскизов на пленэре, бывает твердая (в плитках), полумягкая (в керамических чашечках) и мягкая (в тюбиках).Так же акварелью называют и произведения, исполненные в этой технике.
АРТ-РЫНОК — система культурных и экономических отношений, определяющих сферу предложения и спроса на произведения искусства, денежную стоимость произведений искусства, а также специфические виды услуг, связанные с обслуживанием этого рынка. Различают: мировой, национальные и региональные художественные рынки, каждому из которых присущи свои особенности ценообразования.
БАГЕТ — (франц. baguette, baculum-палочка, прут). Деревянная окрашенная или позолоченная планка для изготовления рамок картинам, зеркалам, карнизам и т. д. Деревянная основа багета может быть украшена дополнительным лепным гипсовым орнаментом, который окрашивается или золотится.
БАГЕТНАЯ МАСТЕРСКАЯ — мастерская, где изготавливается багет.
ГАЛЕРЕЯ КАРТИН — специально устроенное помещение, в котором развешаны картины для обозрения.
ГАЛЕРИСТ — профессиональный искусствовед, владелец или сотрудник коммерческой художественной галереи, организующий постоянные или временные коллекции, выставки и продажи определенных видов произведений искусства, ведающий их экспертизой, атрибуцией, рекламой, популяризацией и т.д.
ГРАФИКА — (греч. пишу, письменный). Вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль). При рисовании графикой обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного, в редких случаях — два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги.
КОЛЛЕКЦИОНЕР — человек, который занимается коллекционированием
КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть собирание чего-либо (как правило, однородных объектов), имеющего определённую ценность. Это могут быть произведения искусства, например, картины. Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.
КОМПОЗИЦИЯ — (от латин. compositio — составление). Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и целостность.
КОПИЯ КАРТИНЫ — севременный термин РЕПЛИКА — авторская копия (повторение) художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами или деталями.
ЛЕВИТАН Исаак Ильич — крупнейший мастер русского пейзажа конца XIX века, заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна. Художник преодолел условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у передвижников. Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной натурной достоверности обрел беспрецедентную психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами. Работы художника: «Осенний день. Сокольники», 1879; «Березовой роще» (1885-89); «Вечер. Золотой Плес», 1889; «Вечерний звон», 1892. Картины художника можно увидеть в Третьяковской галерее, а так же в русском музее. В Плесе открыт Дом-музей Левитана.
ЛУВР — (фр. Musee du Louvre). Один из крупнейших художественных музеев мира, расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены. Здание музея — старинный королевский дворец. Это один из старейших музеев с богатой историей коллекционирования художественных и исторических реликвий Франции, начиная со времён династии Капетингов и до наших дней. Этот музей можно назвать универсальным, его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. Самые известные экспонаты Лувра: свод законов Хаммурапи, Венера Милосская, Ника Самофракийская, Джоконда (Мона Лиза) и другие картины Леонардо да Винчи, картины Рембрандта, Тициана, Свобода на баррикадах кисти Делакруа.
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ — вид живописи художественными масляными красками. Исполняется главным образом на холсте, дереве, картоне и т. п., покрытых грунтом (станковая масляная живопись), или на известковой штукатурке (монументальная масляная живопись). Техника масляной живописи разработана в нач. 15 в. братьями ван Эйк. Благодаря интенсивности тонов и тонкости цветовых переходов масляная живопись обладает богатыми возможностями воссоздания зримой картины мира.
МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА — один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства. Памятник архитектуры, расположен в центре Москвы. Открыт в 1912. Вырос из основанного в середине 19 в. «Кабинета изящных искусств» Московского университета.
НАТЮРМОРТ — (франц. nature morte, итал. natura morta мертвая природа). Изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Натюрморт составляется из обыденных предметов, окружающих человека. Объектом для изображения становятся не только неодушевленные предметы. Часто основным или дополнительным мотивом служат растения, цветы, овощи, фрукты, морские обитатели, животные, птицы, насекомые. Изображаемые вещи часто содержат сложное символическое или аллегорическое содержание, характеризующих скрывающееся за набором предметов явление.
ПАСТЕЛЬ — (от итальянского слово «паста», что значит «тесто»). Тесто для пастели замешивают из мела, смолы и цветных порошков. Затем из полученного теста скатывают палочки и сушат их. Пастель хороша тем, что имеет много оттенков каждого цвета и ею можно делать плавный переход от одного цвета к другому. Пастель не краска, а карандаш. Но из-за яркости цвета работы , выполненные пастелью, называют живописью. Пастель легко растворяется водой и в этом случае ею можно писать так же, как акварелью. Для того, чтобы картины, написанные пастелью не теряли своей яркости, используют специальный закрепитель.
ПЕЙЗАЖ — (франц. paysage, от pays — страна, местность). 1. Жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является природа или реально существующие или вымышленные виды местности, ландшафта (лес, поле, горы, роща, деревня, город) Пейзаж нередко является второстепенным в композиции картины, являясь фоном на котором разворачивается основной сюжет. Городской архитектурный пейзаж — ведута. Морские виды — марина. Деревенский пейзаж -пастораль и т. д. 2. Пейзаж — живописное полотно, графика с изображением ландшафта местности. 2. Пейзаж — реальная местность, ландшафт, слущащие объектом для изображения или фотографии.
ПЛЕНЭР — (фр. en plein air открытый воздух). 1. Живопись на открытом воздухе, изображение объектов при естественном свете и в естественных условиях окружающей среды (в противоположность живописи в мастерской). 2. Правдивое отражение красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов.
ПОРТРЕТ — (франц. portrait — изображение). Жанр изобразительного искусства, объектом изображения которого является человек. Портрет найболее точно воспроизводит внешние характеристики портретируемого, его внутренний мир, изображая конкретного, реального человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. К жанру портретного искусства относятся: поясной портрет, бюст, портрет с руками, портрет в полный рост, групповой портрет, портрет в интерьере, парадный портрет, портрет в пейзаже. Также портрет может включать и изображения животных. Портрет исполняется в живописи, графике, гравюре, скульптуре и т.д.
ПОСТЕР – это репродукция картины отпечатанная на качественном холсте, обрамленная в багет. Возможны разнообразные варианты: печать на холсте, печать на холсте с добавлением текстурных элементов.
ПРАДО (исп. Museo Nacional del Prado) — один из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства, находится в Мадриде. Здание музея представляет собой выдающийся образец позднего испанского классицизма. В коллекции музея хранятся одни из наиболее полных собраний Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко.
РУССКИЙ МУЗЕЙ — самый обширный музей русского искусства в мире. Находится в Санкт-Петербурге, в здании Михайловского дворца. Филиалы музея расположены в Михайловском замке, в Мраморном и Строгановском дворце. В ведении музея находятся также Михайловский и Летний сад с Домиком Петра I. В настоящее время в собрание Русского музея входят следующие отделы: русская и советская живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладного и народного искусства (мебель, фарфор, стекло, резьба, лаки, изделия из металла, ткани, вышивка, кружево и др.).
ТЕМПЕРА — (от итал. temperare — смешивать краски) — живопись красками, в которых связующим веществом являются эмульсии. Распространены эмульсии из: 1) воды и яичного желтка; 2) разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком.
ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ — художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ — продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен замысел его создателя-художника и ,который отвечает определенным категориям эстетической ценности.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ — научно-просветительское и исследовательское учреждение искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспонирование, хранение, изучение и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также памятников архитектуры.
ЦДХ — Центральный дом художника. Московское выставочное объединение «Центральный Дом Художника» Международной конфедерации союзов художников, один из самых известных выставочных центров России. В здании ЦДХ также находится, занимая более половины его площади, Государственная картинная галерея (постоянная экспозиция «Искусство XX века») как часть Третьяковской галереи.
ЭКСПЕРТИЗА художественного произведения — исследование и оценка художественного произведения, состоящая из атрибуции, технико-технологической экспертизы и маркетинговой (рыночной) экспертизы.
ЭРМИТАЖ — (от фр. hermitage — место уединения, келья, приют отшельника). Крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, находится в Санкт-Петербурге. Поначалу он представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II, но с 1852 был открыт для посещения публики. За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.